Звуки и буквы. Произношение и правописание

1. Проверка д/з (стили речи):
Подобрать небольшие тексты разных стилей – письменно;
Написать статью для школьной газеты - по желанию:
«Снова в школу»
«Осень настала – холодно стало»
«Не обижайте животных!»
Сдать тетради.

2. Записываем число, кл.раб. Тема не сообщается!
- Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.
- Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки). А теперь отгадайте загадку. (Один человек к доске – остальные пишут в тетрадях.)
Чёрные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает.
(Буквы)
- Кто уже догадался, о чём будет наш сегодняшний разговор?
- Конечно же, о звуках и буквах.

Звуки мы слышим, произносим, а буквы мы пишем и читаем.

- Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова? (Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)
Сформулируйте тему и цель нашего урока. Что мы будем делать на этом уроке?

3. Работа с материалом учебника.
Чтение и обсуждение текста упр. 20 устно. Всегда ли произношение совпадает с написанием?
- Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Мы говорим: [в'исна], [сабака], [дуп], [лотка], [зд'элат'], но пишем: весна, собака, дуб, лодка, сделать.

4. Чтобы показать произношение слова, используется особая запись, которая называется ТРАНСКРИПЦИЯ (записывают определение в тетради, а учитель на доске) – это запись слов в полном соответствии с их звучанием. Т.е транскрипция – запись слова так, как мы его слышим. Знаки транскрипции на стр. 15.

5. Физкультминутка.

6. Упр. 21. По одному слову каждому ученику у доски (средний ряд по очереди - в две колонки).

7. Алгоритм фонетического разбора.
Мы знаем, что звуки в русском языке делятся на гласные и согласные, глухие и звонкие, парные и непарные, твердые и мягкие. Сейчас я вам раздам памятки, где указан алгоритм фонетического разбора. Сделаем вместе разбор слова ЛЮБЛЮ. (будет стоять цифра 1)

фонетический разбор

8. Д/з: §6, упр. 24. Списать текст, подчеркнуть орфограммы, сделать фонетический разбор одного слова на выбор.