Итоговые диктанты по русскому языку в 5 классе

Грабёж среди белого дня

Во дворе стоит глубокая миска с мутной водой. В неё хозяйка бросает корки хлеба для кур.

Щенок Фунтик подошёл к миске и вытащил из воды съедобную корку. Молодой жирный петух сердито посмотрел на Фунтика. Петух не мог поверить в этот грабёж. Его глаза наливаются кровью. Петух разъярился. Он растопырил лапы, бросился на Фунтика и клюнул его в голову. Раздался крепкий стук, и щенок с ужасным воплем бросился под дом.

Петух захлопал крыльями, клюнул корку и отбросил её. Ему не нравился запах корки.

(82 слова)

Грамматическое задание

1. Выполнить морфемный разбор слов: выпускает (1 вариант), просидела (2 вариант);
2. Выделите грамматическую основу 1 вариант - в 1 предложении 2 абзаца, 2 вариант - в 6 предложении 2 абзаца, над всеми словами укажите части речи;
3. Выпишите из текста сложное предложение, начертите его схему.



Весна

Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землёй кружатся3, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» - журчат весёлые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Поиграй с нами, река».

Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает3 землю. Тихий шорох и лёгкий звенящий шум проносятся над рекой. Это ломается лёд. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, жёлтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.

(По В.Бианки) (99 слов)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: кружатся (1 вариант), согревает (2 вариант);;
2. Морфемный разбор слов: забирается, проснись, гонит (1 вариант); расходятся, поиграй, бегут (2 вариант);
3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: В полях бегут шумные и говорливые ручейки. (1 вариант) Над влажной землёй кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. (2 вариант).